25 декабря – день памяти святителя Спиридона Тримифунтского.
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306–337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».
В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял Святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».
На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди – вёдром (тёплой, сухой погодой), исцелялись больные, изгонялись демоны.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», – писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, святитель не стал возражать, заметив: «Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит.1:15).
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси».
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте. После 691 года мощи святого хранились в Константинополе, но, когда в 1453 году город захватили турки, греческие священники спасли их, и вскоре они оказались на Корфу, где и покоятся с тех самых пор.
Мощи Святителя Спиридона поражают одним своим видом – Божьей Милостию они полностью нетленны. Это удивительные мощи – они весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия.
Рака с мощами закрывается на два замка, которые открываются двумя ключами одновременно. Открыть раку можно только вдвоем. И когда ключик не поворачивается, значит, считается на острове, святитель Спиридон «отлучился», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. Эта история пересказывается из уст в уста.
В Православном мире святитель Спиридон почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.
Четыре раза в год мощи выносят для крестного хода — литании:
- В Вербное воскресенье — в память об избавлении Корфу молитвами Спиридона от страшной эпидемии чумы в 1630 году;
- в Великую субботу — в память об избавлении острова от страшного голода в XVI веке;
- 11 августа — в память о спасении острова от турок, осадивших его в 1716 году (тогда Спиридон явился перед захватчиками с мечом, и они в панике бежали, сняв осаду);
- в первое воскресенье ноября — в честь еще одного избавления от чумы молитвами Спиридона.
Шествие каждый раз поистине грандиозное: с хоругвями, фонарями, огромными свечами диаметром в 15 см, духовыми оркестрами и хором. В нем принимают участие архиереи, священнослужители, градоначальники, тысячи паломников и жителей острова. Над городом звенят колокола, льются песнопения, улицы украшены флагами и цветами, атмосфера восторженная и праздничная: шествует всеми обожаемый епископ. Святого несут вертикально, в специальном ковчежце со стеклянным окошком, через которое видны его голова и плечи. Некоторые верующие бросаются плашмя на дорогу, чтобы ковчежец пронесли над ними — считается, что это наделяет особой благодатью. Широко празднуют на острове и день, когда святой отошел ко Господу, — 12 (25) декабря. Накануне, с навечерия раку с мощами выносят на амвон и оставляют там для поклонения до вечерни 13 (26) декабря.
Невозможно рассказать обо всех чудесах, которые совершил святитель Спиридон во время своей земной жизни, но и после смерти, когда он стал ближе к Богу, святой не перестаёт их совершать. По всему храму и над саркофагом с мощами на цепочках висят «тамы», серебряные пластинки с выпуклым изображением фигуры всего человека или отдельных частей тела: сердца, глаз, рук, ног, а также серебряные лодочки, машины, множество лампад — это подарки людей, получивших исцеление или помощь от святителя Спиридона.
Столица острова Керкира по праву считается одним из красивейших городов Греции. Сегодня Керкира является духовным, культурным, экономическим центром не только одноименного острова, но и всех Ионических островов. Город уникален в своей многоликости, он сохранил на себе печать различных культур: древнегреческой, древнеримской, византийской; здесь причудливо и гармонично переплелись различные архитектурные стили: венецианский, французский, английский, но во все времена он оставался греческим по духу.
Ныне действующая церковь святителя Спиридона расположена в самой гуще живописных узких, «на два ослика», по выражению Джералда Даррелла, улочек старого города. Архитектура здания типична для храмов Ионических островов. Высокая белоснежная с красным куполом и часами колокольня возвышается над двух-трехэтажными зданиями. Она является прекрасным ориентиром для приезжающих паломников. Церковь святителя Спиридона считалась богатейшей на Востоке, пожертвования в храм совершали не только православные, но и католические христиане. Многочисленные вклады были сделаны Российской императрицей Екатериной II и ее сыном императором Павлом I.
Настенная живопись отличается от росписи в греческих храмах и, скорее, напоминает итальянские фрески. Несомненно, чувствуется влияние Венеции. Огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы-медальоны в золотых рамах на своде. Они представляют сюжеты из жизни Святителя, Евангелистов и иные аналогичные темы и образы. Потолок храма был выполнен Панайотисом Доксарасом (1662-1729), одним из основателей Ионической школы художеств, которая находилась под влиянием Ренессанса. Художник проходил обучение в Риме и Венеции и был большим поклонником Тинторетто, Тициана, Веронезе. В 1750-1755 годах ряд работ выполнил Спиридон Сперанцас. Оригинальные иконы и другие церковные росписи кисти Доксараса были уничтожены сыростью, и их место заняли копии, сделанные Николаосом Аспиотисом в 1851-1852 годах.
Серебряный саркофаг святителя Спиридона, изготовленный в 1867 году по специальному заказу в Вене, находится в небольшом приделе справа от алтаря. На острове очень много церквей, что подчеркивает искреннюю глубокую религиозность его жителей, но особые чувства они питают к святителю Спиридону, которого считают основным покровителем острова, а его мощи — самым ценным сокровищем. Достаточно побыть в храме, где почивают святые мощи, несколько часов, чтобы понять, насколько Святитель почитаем здесь. Кажется, что храм — это центр притяжения для всех жителей острова. В течение всего дня он ни на минуту не бывает пуст. И дело не только в многочисленных паломниках. Местные жители идут сюда со своими радостями и скорбями, просят о помощи и благодарят Святого за оказанную милость. В храме есть две боковые двери, выходящие на параллельные улочки, и, торопясь по своим делам, горожане, проходя через храм, спешат засвидетельствовать ему свою любовь. Для многих из них утро начинается с того, что они заходят приложиться к мощам, поставить свечу, испросить благословения на предстоящий день. После Литургии в храме служат молебен, и раку с мощами Святителя открывают (иногда ее открывают и в пять часов вечера). Выстраивается огромная очередь из желающих приложиться к цельбоносным мощам. Двое священников постоянно читают записки. Поражает количество детей и молодежи в храме. Дети с самого раннего возраста знают, как вести себя в святом месте, куда поставить свечу, как перекреститься. Никуда не спешащие старички и старушки часами благоговейно сидят в храме, наблюдая за происходящим. Здесь же у входов в храм продаются свечи. Кроме обычных свечей, можно купить огромные, чуть ли не в рост человека. Их ставят на специальные подсвечники на улице перед входом. Веками не ослабевает вера жителей острова в своего Святого — здесь нет семьи, которая не могла бы рассказать историю о том, как святитель Спиридон помог им или их близким. Когда говорят «Святой», все понимают, что речь идет о святителе Спиридоне. Многие греки называют его именем своих детей, на Керкире Спиро (Спиридон) — самое распространенное мужское имя. Такова дань уважения местных жителей самому почитаемому здесь Святому Но святитель Спиридон помогает не только «своим», он помогает всем, кто нуждается в его небесном покровительстве, всем, кто с верой к нему обращается, за них за всех он предста-тельствует у Престола Божия. Тысячи верующих со всех концов света приезжают поклониться мощам Святого.
Cлужбы каждый день. Литургия начинается в будни примерно в 8.30, в воскресенье – ближе к 9.00. До нее, Часы и Утреня. Вечером служба в 19.00. Мощи открывают сразу после Литургии ближе в 10.00 и вечером в интервале с 17.30 до 18.30. В течение дня – по мере приезда групп паломников.
Просмотры (771)