Приход свт. Спиридона Тримифунтского с. Первомайский

Святитель Спиридон Тримифунтский

ДНИ ПАМЯТИ

25 декабря – день памяти святителя Спиридона Тримифунтского.

ЖИТИЕ

Свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский ро­дил­ся в кон­це III ве­ка на ост­ро­ве Кипр. О его жиз­ни све­де­ний со­хра­ни­лось ма­ло. Из­вест­но, что он был пас­ту­хом, имел же­ну и де­тей. Все свои сред­ства он от­да­вал на нуж­ды ближ­них и стран­ни­ков, за это Гос­подь воз­на­гра­дил его да­ром чу­до­тво­ре­ния: он ис­це­лял неиз­ле­чи­мо боль­ных и из­го­нял бе­сов. По­сле смер­ти же­ны, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337), он был из­бран епи­ско­пом го­ро­да Три­ми­фун­та. В сане епи­ско­па свя­ти­тель не из­ме­нил сво­е­го об­ра­за жиз­ни, со­еди­нив пас­тыр­ское слу­же­ние с де­ла­ми ми­ло­сер­дия. По сви­де­тель­ству цер­ков­ных ис­то­ри­ков, свя­ти­тель Спи­ри­дон в 325 го­ду при­ни­мал уча­стие в де­я­ни­ях I Все­лен­ско­го Со­бо­ра. На Со­бо­ре свя­ти­тель всту­пил в со­стя­за­ние с гре­че­ским фило­со­фом, за­щи­щав­шим ари­е­ву ересь. Про­стая речь свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на по­ка­за­ла всем немощь че­ло­ве­че­ской муд­ро­сти пе­ред Пре­муд­ро­стью Бо­жи­ей: «Слу­шай, фило­соф, что я бу­ду го­во­рить те­бе: мы ве­ру­ем, что Все­мо­гу­щий Бог из ни­че­го со­здал Сво­им Сло­вом и Ду­хом небо, зем­лю, че­ло­ве­ка и весь ви­ди­мый и неви­ди­мый мир. Сло­во это есть Сын Бо­жий, Ко­то­рый со­шел ра­ди на­ших гре­хов на зем­лю, ро­дил­ся от Де­вы, жил с людь­ми, по­стра­дал, умер для на­ше­го спа­се­ния и за­тем вос­крес, ис­ку­пив Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми пер­во­род­ный грех, и со­вос­кре­сил с Со­бою че­ло­ве­че­ский род. Мы ве­ру­ем, что Он Еди­но­су­щен и Рав­но­че­стен со От­цем, и ве­ру­ем это­му без вся­ких лу­ка­вых из­мыш­ле­ний, ибо тай­ну эту по­стиг­нуть че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом невоз­мож­но».

В ре­зуль­та­те бе­се­ды про­тив­ник хри­сти­ан­ства сде­лал­ся его рев­ност­ным за­щит­ни­ком и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле раз­го­во­ра со свя­тым Спи­ри­до­ном, об­ра­тив­шись к сво­им дру­зьям, фило­соф ска­зал: «Слу­шай­те! По­ка со­стя­за­ние со мною ве­лось по­сред­ством до­ка­за­тельств, я вы­став­лял про­тив од­них до­ка­за­тельств дру­гие и сво­им ис­кус­ством спо­рить от­ра­жал все, что мне пред­став­ля­ли. Но ко­гда, вме­сто до­ка­за­тель­ства от ра­зу­ма, из уст это­го стар­ца на­ча­ла ис­хо­дить ка­кая-то осо­бая си­ла, до­ка­за­тель­ства ста­ли бес­силь­ны про­тив нее, так как че­ло­век не мо­жет про­ти­вить­ся Бо­гу. Ес­ли кто-ни­будь из вас мо­жет мыс­лить так же, как я, то да уве­ру­ет во Хри­ста и вме­сте со мною да по­сле­ду­ет за этим стар­цем, уста­ми ко­то­ро­го го­во­рил Сам Бог».

На том же Со­бо­ре свя­ти­тель Спи­ри­дон явил про­тив ари­ан на­гляд­ное до­ка­за­тель­ство Един­ства во Свя­той Тро­и­це. Он взял в ру­ки кир­пич и стис­нул его: мгно­вен­но вы­шел из него вверх огонь, во­да по­тек­ла вниз, а гли­на оста­лась в ру­ках чу­до­твор­ца. «Се три сти­хии, а пл­ин­фа (кир­пич) од­на, – ска­зал то­гда свя­ти­тель Спи­ри­дон, – так и в Пре­свя­той Тро­и­це – Три Ли­ца, а Бо­же­ство Еди­но».

Свя­ти­тель с боль­шой лю­бо­вью за­бо­тил­ся о сво­ей пастве. По его мо­лит­ве за­су­ха сме­ня­лась обиль­ным жи­во­тво­ря­щим до­ждем, а непре­рыв­ные до­жди – вёд­ром (тёп­лой, су­хой по­го­дой), ис­це­ля­лись боль­ные, из­го­ня­лись де­мо­ны.

Од­на­жды к нему при­шла жен­щи­на с мерт­вым ре­бен­ком на ру­ках, про­ся за­ступ­ни­че­ства свя­то­го. По­мо­лив­шись, он вер­нул мла­ден­ца к жиз­ни. Мать, по­тря­сен­ная ра­до­стью, упа­ла без­ды­хан­ной. Но мо­лит­ва угод­ни­ка Бо­жия вер­ну­ла жизнь и ма­те­ри.

Как-то, спе­ша спа­сти сво­е­го дру­га, окле­ве­тан­но­го и при­го­во­рен­но­го к смер­ти, свя­ти­тель был оста­нов­лен в пу­ти неожи­дан­но раз­лив­шим­ся от на­вод­не­ния ру­чьем. Свя­той при­ка­зал по­то­ку: «Стань! Так по­веле­ва­ет те­бе Вла­ды­ка все­го ми­ра, дабы я мог пе­рей­ти и спа­сен был муж, ра­ди ко­то­ро­го спе­шу». Во­ля свя­ти­те­ля бы­ла ис­пол­не­на, и он бла­го­по­луч­но пе­ре­шел на дру­гой бе­рег. Су­дья, пре­ду­пре­жден­ный о про­ис­шед­шем чу­де, с по­че­том встре­тил свя­то­го Спи­ри­до­на и от­пу­стил его дру­га.

Из­ве­стен из жиз­ни свя­ти­те­ля и та­кой слу­чай. Как-то он за­шел в пу­стую цер­ковь, по­ве­лел воз­жечь лам­па­ды и све­чи и на­чал бо­го­слу­же­ние. Про­воз­гла­сив «Мир всем», он и диа­кон услы­ша­ли в от­вет свер­ху раз­дав­ше­е­ся ве­ли­кое мно­же­ство го­ло­сов, воз­гла­ша­ю­щих: «И ду­хо­ви тво­е­му». Хор этот был ве­лик и слад­ко­глас­нее вся­ко­го пе­ния че­ло­ве­че­ско­го. На каж­дой ек­те­нии неви­ди­мый хор пел «Гос­по­ди, по­ми­луй». При­вле­чен­ные до­но­сив­шим­ся из церк­ви пе­ни­ем, к ней по­спе­ши­ли на­хо­див­ши­е­ся по­бли­зо­сти лю­ди. По ме­ре то­го, как они при­бли­жа­лись к церк­ви, чу­дес­ное пе­ние все бо­лее и бо­лее на­пол­ня­ло их слух и услаж­да­ло серд­ца. Но ко­гда они во­шли в цер­ковь, то не уви­де­ли ни­ко­го, кро­ме епи­ско­па с немно­ги­ми цер­ков­ны­ми слу­жи­те­ля­ми, и не слы­ха­ли уже бо­лее небес­но­го пе­ния, от че­го при­шли в ве­ли­кое изум­ле­ние.

Свя­той Си­ме­он Ме­та­фраст, опи­са­тель его жи­тия, упо­доб­лял свя­то­го Спи­ри­до­на пат­ри­ар­ху Ав­ра­аму в доб­ро­де­те­ли го­сте­при­им­ства. «На­доб­но знать и то, как он при­ни­мал стран­ни­ков», – пи­сал близ­кий к мо­на­ше­ским кру­гам Со­зо­мен, при­во­дя в сво­ей «Цер­ков­ной ис­то­рии» уди­ви­тель­ный при­мер из жиз­ни свя­ти­те­ля. Од­на­жды по на­ступ­ле­нии Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в его дом по­сту­чал­ся стран­ник. Ви­дя, что пут­ник очень утом­лен, свя­той Спи­ри­дон ска­зал до­че­ри: «Об­мой-ка но­ги это­му че­ло­ве­ку да пред­ло­жи ему по­есть». Но вви­ду по­ста не бы­ло сде­ла­но нуж­ных за­па­сов, ибо свя­ти­тель «вку­шал пи­щу толь­ко в опре­де­лен­ный день, а в про­чие оста­вал­ся без пи­щи». По­это­му дочь от­ве­ти­ла, что в до­ме нет ни хле­ба, ни му­ки. То­гда свя­той Спи­ри­дон, из­ви­нив­шись пе­ред го­стем, при­ка­зал до­че­ри под­жа­рить быв­шее в за­па­се со­ле­ное сви­ное мя­со и, уса­див за стол стран­ни­ка, при­нял­ся за тра­пе­зу, убеж­дая то­го че­ло­ве­ка под­ра­жать се­бе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, святитель не стал возражать, заметив: «Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит.1:15).

Дру­гая ис­то­рия, со­об­щен­ная Со­зо­ме­ном, так­же весь­ма ха­рак­тер­на для свя­ти­те­ля: у свя­то­го был обы­чай из со­бран­но­го уро­жая од­ну часть раз­да­вать бед­ным, а дру­гую от­да­вать нуж­да­ю­щим­ся в долг. Сам он лич­но ни­че­го не да­вал, а про­сто по­ка­зы­вал вход в кла­до­вую, где каж­дый мог взять, сколь­ко нуж­но, и по­том воз­вра­тить та­ким же об­ра­зом, без про­вер­ки и от­че­та.

Из­ве­стен так­же рас­сказ Со­кра­та Схо­ла­сти­ка о том, как во­ры ре­ши­ли по­хи­тить овец свя­то­го Спи­ри­до­на: глу­бо­кой но­чью за­бра­лись они в ов­чар­ню, но тут же неви­ди­мой си­лой ока­за­лись свя­зан­ны­ми. Ко­гда на­ста­ло утро, свя­той при­шел к ста­ду и, уви­дев свя­зан­ных раз­бой­ни­ков, по­мо­лив­шись, раз­вя­зал их и дол­го уго­ва­ри­вал оста­вить без­за­кон­ный путь и до­бы­вать про­пи­та­ние чест­ным тру­дом. По­том, по­да­рив им по ов­це и от­пус­кая их, лас­ко­во ска­зал: «Пусть же не на­прас­но вы бодр­ство­ва­ли».

Ча­сто упо­доб­ля­ют свя­то­го Спи­ри­до­на про­ро­ку Илии, ибо так же по мо­лит­ве его во вре­мя за­сух, ча­сто угро­жав­ших ост­ро­ву Кипр, шел дождь: «Рав­но­ан­гель­на Спи­ри­до­на зрим, ве­ли­ка­го чу­до­твор­ца. Неко­гда стра­на от без­до­ж­дия и за­су­хи вель­ми по­стра­да: бысть глад и яз­ва, и мно­гое мно­же­ство лю­дей ум­ро­ша, мо­лит­ва­ми же свя­ти­те­ля сни­де с небе­се на зем­лю дождь: лю­дие же, из­бав­ль­ше­ся от бед­ствия, бла­годар­ствен­но взы­ва­ху: Ра­дуй­ся, ве­ли­ко­му про­ро­ку упо­до­би­вый­ся и дождь, отъ­ем­лю­щий глад и неду­ги, бла­говре­мен­ный низ­вел еси».

Все жи­тие свя­ти­те­ля по­ра­жа­ет уди­ви­тель­ной про­сто­той и си­лой чу­до­тво­ре­ния, да­ро­ван­ной ему от Гос­по­да. По сло­ву свя­ти­те­ля про­буж­да­лись мерт­вые, укро­ща­лись сти­хии, со­кру­ша­лись идо­лы. Ко­гда в Алек­сан­дрии пат­ри­ар­хом был со­зван Со­бор ра­ди со­кру­ше­ния идо­лов и ка­пищ, по мо­лит­вам от­цов Со­бо­ра па­ли все идо­лы, кро­ме од­но­го, са­мо­го по­чи­та­е­мо­го. Пат­ри­ар­ху в ви­де­нии бы­ло от­кры­то, что идол этот остал­ся для то­го, чтобы быть со­кру­шен­ным свя­ти­те­лем Спи­ри­до­ном Три­ми­фунт­ским. Вы­зван­ный Со­бо­ром свя­ти­тель сел на ко­рабль, и в тот мо­мент, ко­гда ко­рабль при­стал к бе­ре­гу и свя­ти­тель сту­пил на зем­лю, идол в Алек­сан­дрии со все­ми жерт­вен­ни­ка­ми по­верг­ся в прах, чем воз­ве­стил пат­ри­ар­ху и всем епи­ско­пам при­бли­же­ние свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на.

Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте. После 691 года мощи святого хранились в Константинополе, но, когда в 1453 году город захватили турки, греческие священники спасли их, и вскоре они оказались на Корфу, где и покоятся с тех самых пор.

Мощи Святителя Спиридона поражают одним своим видом – Божьей Милостию они полностью нетленны. Это удивительные мощи – они весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия.

Рака с мощами закрывается на два замка, которые открываются двумя ключами одновременно. Открыть раку можно только вдвоем. И когда ключик не поворачивается, значит, считается на острове, святитель Спиридон «отлучился», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. Эта история пересказывается из уст в уста.

В Православном мире святитель Спиридон почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.

Четыре раза в год мощи выносят для крестного хода — литании:

  1. В Вербное воскресенье — в память об избавлении Корфу молитвами Спиридона от страшной эпидемии чумы в 1630 году;
  2. в Великую субботу — в память об избавлении острова от страшного голода в XVI веке;
  3. 11 августа — в память о спасении острова от турок, осадивших его в 1716 году (тогда Спиридон явился перед захватчиками с мечом, и они в панике бежали, сняв осаду);
  4. в первое воскресенье ноября — в честь еще одного избавления от чумы молитвами Спиридона.

Крестный ход

Шествие каждый раз поистине грандиозное: с хоругвями, фонарями, огромными свечами диаметром в 15 см, духовыми оркестрами и хором. В нем принимают участие архиереи, священнослужители, градоначальники, тысячи паломников и жителей острова. Над городом звенят колокола, льются песнопения, улицы украшены флагами и цветами, атмосфера восторженная и праздничная: шествует всеми обожаемый епископ. Святого несут вертикально, в специальном ковчежце со стеклянным окошком, через которое видны его голова и плечи. Некоторые верующие бросаются плашмя на дорогу, чтобы ковчежец пронесли над ними — считается, что это наделяет особой благодатью. Широко празднуют на острове и день, когда святой отошел ко Господу, — 12 (25) декабря. Накануне, с навечерия раку с мощами выносят на амвон и оставляют там для поклонения до вечерни 13 (26) декабря.

Невозможно рассказать обо всех чудесах, которые совершил святитель Спиридон во время своей земной жизни, но и после смерти, когда он стал ближе к Богу, святой не перестаёт их совершать. По всему храму и над саркофагом с мощами на цепочках висят «тамы», серебряные пластинки с выпуклым изображением фигуры всего человека или отдельных частей тела: сердца, глаз, рук, ног, а также серебряные лодочки, машины, множество лампад — это подарки людей, получивших исцеление или помощь от святителя Спиридона.

Смотри также:

Жития святых — Святитель Спиридон Тримифунтский


Спиридон Тримифунтский. Житие Спиридона Тримифунтского.


Храм святителя Спиридона Тримифунтского на острове Корфу, в г. Керкира.

Столица острова Керкира по праву считается одним из красивейших городов Греции. Сегодня Керкира является духовным, культурным, экономическим центром не только одноименного острова, но и всех Ионических островов. Город уникален в своей многоликости, он сохранил на себе печать различных культур: древнегреческой, древнеримской, византийской; здесь причудливо и гармонично переплелись различные архитектурные стили: венецианский, французский, английский, но во все времена он оставался греческим по духу.

Ныне действующая церковь святителя Спиридона расположена в самой гуще живописных узких, «на два ослика», по выражению Джералда Даррелла, улочек старого города. Архитектура здания типична для храмов Ионических островов. Высокая белоснежная с красным куполом и часами колокольня возвышается над двух-трехэтажными зданиями. Она является прекрасным ориентиром для приезжающих паломников. Церковь святителя Спиридона считалась богатейшей на Востоке, пожертвования в храм совершали не только православные, но и католические христиане. Многочисленные вклады были сделаны Российской императрицей Екатериной II и ее сыном императором Павлом I.

Настенная живопись отличается от росписи в греческих храмах и, скорее, напоминает итальянские фрески. Несомненно, чувствуется влияние Венеции. Огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы-медальоны в золотых рамах на своде. Они представляют сюжеты из жизни Святителя, Евангелистов и иные аналогичные темы и образы. Потолок храма был выполнен Панайотисом Доксарасом (1662-1729), одним из основателей Ионической школы художеств, которая находилась под влиянием Ренессанса. Художник проходил обучение в Риме и Венеции и был большим поклонником Тинторетто, Тициана, Веронезе. В 1750-1755 годах ряд работ выполнил Спиридон Сперанцас. Оригинальные иконы и другие церковные росписи кисти Доксараса были уничтожены сыростью, и их место заняли копии, сделанные Николаосом Аспиотисом в 1851-1852 годах.

Серебряный саркофаг святителя Спиридона, изготовленный в 1867 году по специальному заказу в Вене, находится в небольшом приделе справа от алтаря. На острове очень много церквей, что подчеркивает искреннюю глубокую религиозность его жителей, но особые чувства они питают к святителю Спиридону, которого считают основным покровителем острова, а его мощи — самым ценным сокровищем. Достаточно побыть в храме, где почивают святые мощи, несколько часов, чтобы понять, насколько Святитель почитаем здесь. Кажется, что храм — это центр притяжения для всех жителей острова. В течение всего дня он ни на минуту не бывает пуст. И дело не только в многочисленных паломниках. Местные жители идут сюда со своими радостями и скорбями, просят о помощи и благодарят Святого за оказанную милость. В храме есть две боковые двери, выходящие на параллельные улочки, и, торопясь по своим делам, горожане, проходя через храм, спешат засвидетельствовать ему свою любовь. Для многих из них утро начинается с того, что они заходят приложиться к мощам, поставить свечу, испросить благословения на предстоящий день. После Литургии в храме служат молебен, и раку с мощами Святителя открывают (иногда ее открывают и в пять часов вечера). Выстраивается огромная очередь из желающих приложиться к цельбоносным мощам. Двое священников постоянно читают записки. Поражает количество детей и молодежи в храме. Дети с самого раннего возраста знают, как вести себя в святом месте, куда поставить свечу, как перекреститься. Никуда не спешащие старички и старушки часами благоговейно сидят в храме, наблюдая за происходящим. Здесь же у входов в храм продаются свечи. Кроме обычных свечей, можно купить огромные, чуть ли не в рост человека. Их ставят на специальные подсвечники на улице перед входом. Веками не ослабевает вера жителей острова в своего Святого — здесь нет семьи, которая не могла бы рассказать историю о том, как святитель Спиридон помог им или их близким. Когда говорят «Святой», все понимают, что речь идет о святителе Спиридоне. Многие греки называют его именем своих детей, на Керкире Спиро (Спиридон) — самое распространенное мужское имя. Такова дань уважения местных жителей самому почитаемому здесь Святому Но святитель Спиридон помогает не только «своим», он помогает всем, кто нуждается в его небесном покровительстве, всем, кто с верой к нему обращается, за них за всех он предста-тельствует у Престола Божия. Тысячи верующих со всех концов света приезжают поклониться мощам Святого.

Cлужбы каждый день. Литургия начинается в будни примерно в 8.30, в воскресенье – ближе к 9.00. До нее, Часы и Утреня. Вечером служба в 19.00. Мощи открывают сразу после Литургии ближе в 10.00 и вечером в интервале с 17.30 до 18.30. В течение дня – по мере приезда групп паломников.

Просмотры (771)

Перейти к верхней панели